Новые статьи

Оптимизация системы образования Башкирии приводит к массовому закрытию сельских школ

21.02.2013 | Разное  |  Источник: http://proufu.ru

Оптимизация системы образования Башкирии приводит к массовому закрытию сельских школ


Сокращение неэффективных расходов в системе образования привело к возникновению сразу нескольких крупных проблем в сельской местности. С 2008 по 2012 годы в республике сокращено 20,5% школ, большая часть из которых – деревенские. В Министерстве образования РБ заявляют, что оптимизация дает возможность повышать зарплаты учителям, а для перевозки детей в школы соседних сел выделяются комфортабельные автобусы. Однако из самих деревень поступает отнюдь не такая позитивная информация: учителя остаются без работы, а родители волнуются за безопасность своих детей.

По данным Министерства образования, с 2008 по 2012 годы число школ в республике сократилось на 20,5% - с 3013 до 2399. За последний год закрылось еще 147, и это не предел. Основной удар, как признают в Минобразования, принимают на себя именно сельские школы. Чиновники заявляют, что они экономически неэффективны для государства: финансирование идет по числу учеников, а в одной сельской школе порой учатся 2-3 ребенка. При этом школа должна оплачивать коммунальные расходы, платить зарплату учителям и техническому персоналу. Кроме того, периодически надо закупать новые учебники, компьютеры, спортивный инвентарь, столовые принадлежности, делать ремонт в классах. Расходы на содержание одной такой школы в разы превышают ее доходы. А учителя вместе с тем постоянно жалуются на низкую оплату труда.

Сегодня в республике действует 1186 сельских школ, в них обучаются 180,2 тысячи человек. В 401 городской школе, для сравнения, обучается 249,4 тысячи человек.

Чтобы решить проблему, неэффективные школы просто решили оптимизировать: одиннадцатилетки где-то сделали девятилетками, где-то начальными, а где-то и вовсе закрыли.

- В деревне Аптраково Мелеузовского района Башкирии раньше была одиннадцатилетка: отличное одноэтажное здание со светлыми просторными классами, - рассказывает , проводящая независимое расследование по теме. – Но в прошлом году приехала комиссия и сказала, что школу закроют. Учителя и родители были против, проходило несколько сельских сходов, но им сказали, что обращаться к кому-либо бесполезно... В деревне Тупаково Абзелиловского района девятилетка стало начальной школой. И это при том, что число учеников росло, а в деревне очень много беременных женщин!

Главным своим достижением чиновники считают повышение зарплаты педагогам: в прошлом году, по данным ведомства, для учителей она составила 24,7 тысячи рублей, для других педагогических работников – 24 тысячи рублей. Однако сами учителя приводят совсем другие цифры.

- Нет таких зарплат у учителей! - говорит . – Я, например, получаю десять тысяч рублей в месяц. Есть у нас такие, что и за 3-5 тысяч работают. 24,7 тысячи рублей в месяц, может быть, получают только директора. В городе зарплаты повыше, но уж никак не 20-25 тысяч рублей.

Закрытие сельских школ сказалось не только на учителях, но и на детях. Теперь они вынуждены учиться в школах соседних деревень – порой за несколько километров от родного села.

- В нашей деревне среднюю школу сократили до начальной, - рассказывает . – Детей стали возить на автобусе в соседнее село. Я так переживала! На остановку выходила встречать каждый день: ведь мало ли что может с ребенком в дороге случится! Автобус собирал детей из трех деревень: когда опоздает - дети на морозе ждут, а если заметет сильно, то пропускали занятия, потому что автобус проехать не мог. У нас в деревне все были недовольны. Родители, и даже сами дети ходили в районную администрацию, жаловались, потом даже письмо Рустэму Хамитову писали, но все безрезультатно.

Автобусов помимо прочего не хватает. Например, в Аптраково детям приходиться ездить стоя, а автобус набит битком.

Только цифры:по данным Министерства образования, в прошлом году приобретено 186 автобусов для подвоза 2,8 тысяч учеников из 370 населенных пунктов республики, в этом году обещают закупить еще 300.

 

В ведомстве также заявляют, что сокращенных педагогов в каждом районе и городе пытаются трудоустроить.

По словам Сагитовой, в деревне  Амин Баймакского района республики в прошлом году закрыли начальную школу. 2 учителя и техничка остались без работы. Когда учителя и родители начали возмущаться, комиссия предложила оставить в штате школы одну учительницу, которая «одновременно должна была быть и педагогом, и техничкой, и кочегаром, и поваром!». «Конечно, она отказалась, это непомерная нагрузка, а зарплату предлагали оставить учительскую, - с грустью говорит Сагитова. – Такое вот трудоустройство!»

Местные власти заявляют, что на местном уровне проблему не решить, и оптимизация образования – проблема федерального масштаба. По словам собеседников Bonus`a в Госсобрании-Курултае РБ, «стремительность потока образования в республике значительно снижена за счет законодательных инициатив о снижении норматива по количеству учеников малокомплектных школ».

- Благодаря законодательным инициативам нашей власти нам удалось сохранить почти треть школ, которые необходимо было закрыть, - заявил . – Что касается дальнейших планов по сохранению школ, то мы рассчитываем на новый закон об образовании, согласно которому школы не могут быть закрыты без одобрения общественности. Конечно, востребованность малокомплектной школы очевидна и с точки зрения жителей деревни, и родителей учащихся, и по ряду других объективных причин. Но сумеет ли малокомплектная школа обеспечить должное качество образования? Не обрекаем ли мы своих детей на заведомо слабое образование?

Наталья ФЕДОРОВА




Комментарии






Ваше имя*
Текст сообщения*
Cимволов осталось:   
Введите код:*

Объявления