Новые статьи

Реконструкция аэропорта Уфа: возможности и риски

31.01.2013 | Разное  |  Источник: http://proufu.ru

Реконструкция аэропорта Уфа: возможности и риски


Реконструкция международного аэропорта «Уфа», запланированная к саммитам ШОС и БРИКС, породила слухи в обществе о реальности ее исполнения. Проект реконструкции должен быть готов к лету, однако деньги для финансирования из федерального и республиканского бюджетов до сих пор не выделены. Результаты конкурса, по которым аэропорт планировал привлечь кредит на 620 миллионов рублей, недавно были отменены. Эксперты считают, что кредиты говорят об инвестиционной непривлекательности проекта и не исключают, что после реконструкции аэропорт не будет работать эффективно.

Идея реконструкции аэропорта была озвучена республиканскими властями еше несколько лет назад, однако, конкретные очертания приобрела только осенью прошлого года. В ноябре аэропорт провел конкурс и отобрал организацию. Право разработать проект реконструкции получило ОАО «Проектно­изыскательский и научно­исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект». Организация согласилась выполнить работу за 79,04 млн рублей, снизив начальную стоимость контракта почти на 40 млн рублей. Конкурсная комиссия также учла высокую квалификацию подрядчика и опыт его работы.

К лету организация должна разработать проект нового международного терминала, который будет располагаться в 5­7 километрах от аэропорта, недалеко от деревни Локотки. Решение о его строительстве было принято, так как действующий международный терминал обладает низкой пропускной способностью – около 200 человек в час и, как считают в аэропорте, не сможет обеспечить весь поток пассажиров во время проведения саммитов ШОС и БРИКС.

Новый терминал площадью 14 тысяч кв. м, как следует из конкурсной документации, будет обслуживать до 500 пассажиров в час и соответствовать классу «С» Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). В нем будет построены зал повышенный комфортности и для официальных делегаций площадью по 100 кв. м каждый. Проектировщики также должны предусмотреть строительство дороги от аэропорта к терминалу, тротуары и проезды. 

Осенью правительство республики определилось и с источниками финансирования. Из федерального бюджета будет выделено около 1 млрд рублей на реконструкцию аэродрома,  еще 450 млн – на реконструкцию самого аэропорта и строительство нового терминала – из республиканского бюджета. Планируется привлечь и кредиты. Общую стоимость реконструкции оценивают примерно в 2­2,5 млрд рублей.

В декабре МАУ объявил конкурс на открытие невозобновляемого кредита на 620 млн рублей. Кредит планировали взять на 10 лет о 13,5 % годовых, рассчитываться – уже после реконструкции. Под залог должно было уйти все имущество аэропорта. Однако в начале января конкурсные процедуры приостановили. О сроках финансирования и новом конкурсе молчит и правительство, и руководство аэропорта.

– По вопросам реконструкции ведутся переговоря с Росавиацией о выделении средств из федерального бюджета, – заявил Вопросы, связанные с оформлением кредитов на развитие аэропорта, проходят детальную правовую экспертизу. Ситуация с получением кредитных средств и расчетов по кредитным обязательствам находится под постоянным контролем совета директоров ОАО «Международный аэропорт «Уфа».

В МАУ комментировать ситуацию отказались.

Источники ProUfu.ru, близкие к властным структурам республики утверждают, что между членами правительства нарастают противоречия по вопросу реконструкции аэропорта. В частности, возникли споры вокруг привлечения кредита: некоторые считают, что брать такой займ аэропорту нельзя, так как он не сможет расплатиться в нужный срок.

Собеседники в аэропорту между тем отмечают, что процентная ставка по кредиту может быть понижена, т.к. принять участие в новом конкурсе пожелали уже 4 банка.

Обращение к кредитам вместо привлечения инвестора – свидетельствует о непроработанности проекта. Прежде чем начинать реконструкции – надо было её обосновать: показав, что достигнута пропускная способность действующего терминала, что падает удовлетворенность пассажиров. Также озникает вопрос ­ а будет ли загружен терминал пассажирами после проведения саммитов? Должна быть программы развития событийного туризма, повышения привлекательности Уфы, а пока их нет. Под обоснованный проект найти инвестора не составило бы труда, и брать кредиты бы не пришлось. 

 Все будет зависеть от того, насколько удачно будет сформирована схема привлечения инвестиций в новый терминал. Если в последующем спрос будет соответствовать возросшему предложению аэропорта, терминал может принести прибыль, которая позволит рассчитаться по кредитам. Кроме того, после завершения реконструкции, аэропорт может поставить под залог новый объект, который будут более ценен для банка, и перекредитоваться на более выгодных для себя условиях.

Риски для аэропорта также существуют. Однако развивать аэропорт, не привлекая кредиты и рассчитывая только на бюджетные средства, невозможно. Большинство мировых и федеральных аэропортов решают этот вопрос именно с помощью кредитов. Я не исключаю также, что у региональной власти есть планы отдать уфимский аэропорт «на сторону», однако если они действительно есть, то руководство республики найдет способы увести актив из региона и без привлечения крупных кредитов.

– Все слишком затянуто. Уже 2013­й год начался, а ясности с выделением средств особенно из республиканского бюджета до сих пор нет Такими темпами к саммитам ШОС и БРИКС провести реконструкцию вряд ли успеем.

ОАО «Международный аэропорт «Уфа» находится в 100 % собственности республики. Уставный капитал – 187,9 миллионов рублей. По данным на сентябрь 2012 года кредиторская задолженность аэропорта составила более 245 миллионов рублей.

Один из бывших топ­менеджеров аэропорта отмечает, что реконструкция  сейчас «как нельзя более необходима, и это позволит улучшить качество обслуживания аэропорта». Однако, по словам собеседника Bonus’a, необходимо «очень четко разработать модель финансирования: развивать аэропорты Сибая и Нефтекамска, например, тоже планировали  с помощью кредитов, а в итоге обошлись без них, хватило собственных средств.

 

Наталья ФЕДОРОВА




Комментарии






Ваше имя*
Текст сообщения*
Cимволов осталось:   
Введите код:*

Объявления