Агентство отказывалось возвращать ей аванс.
Уфимка Расима Бурангулова старается выезжать на отдых за границу не менее одного раза в год. Особенно ей нравятся курорты средиземноморского побережья. В этом году Расима выбрала Египет.
Расима Раисовна обратилась в первое попавшееся турагентство. Встретили ее, естественно, радушно. Оплатив сумму аванса (50% от стоимости всей поездки) – 12 700 рублей, уфимка стала считать дни до долгожданного отдыха. Но обстоятельства сложились таким образом, что поездка на море никак не могла состояться. Уфимка немедленно обратилась в турагенство с соответствующим заявлением. Вот тут-то и начались проблемы. Турагенство отказалось возвращать деньги, объяснив это тем, что деньги уже отправлены туроператору.
- В офисе турагентства меня стали пугать штрафными санкциями. Мне сказали, что штраф за отказ от поездки будет составлять до 80% от ее общей стоимости! То есть, получалось, что кроме 12 700 рублей, которые уже внесены мной авансом, я еще им останусь должна! - рассказывает Расима Раисовна.
Будучи сама юристом, Расима решила поставить нарушителей на место. Она подала в суд на турагентство и сообщила о нарушении своих прав в Управление Роспотребнадзора.
- Штрафные санкции – это их риски. Я, как турист, никаких штрафных санкций не обязана выплачивать, - поясняет Расима Раисовна. - В суд представители турагентства ни разу не явились. Очень порадовала позиция туроператора - они поддержали меня в судебном процессе, подтвердив отсутствие затрат, понесенных на организацию моей поездки и факт возврата аванса за поездку турагенту. Роспотребнадзор мою позицию тоже поддержал. Кроме того, в договоре, предложенном турагентством, были выявлены нарушения. К примеру, использовалась аббревиатура латинским шрифтом для обозначения питания, транспорта. По закону, все обозначения должны быть расшифрованы на русский.
Суд доказал, что деньги от туроператора турагенту были возвращены полностью. То есть турагентство намерено водило туристку за нос.
Было вынесено решение в пользу уфимки и суд постановил взыскать с недобропорядочного турагентства в общей слож6ности 28 459 рублей. Словом, обман турагентству обошелся в два раза дороже.
- Мне, как юристу, не сложно отстаивать свои права, - говорит Расима Раисовна. - Но, уверяю, это может сделать каждый! Не стесняйтесь попросить книгу жалоб и предложений в заведении, в котором вас плохо обслужили. Не ленитесь обратиться за консультацией в органы по защите прав потребителей - только от вас зависит, насколько качественной будет сфера обслуживания в нашем городе и стране.
Расима уверена: отсоять свои права может каждый!
Важно!
Если при личном обращении в турагентство вам отказываются возвращать деньги, не спешите подписывать те документы, которые вам предлагают оформить в турагенстве: письменный отказ от поездки, расписку о согласии на продажу вашей путевки третьим лицам по меньшей цене и т. п.
Только цифры:
Только за первый квартал 2012 года Управлением Роспотребнадзора в сфере туриндсутрии республики:
- возбуждено 74 дела об административных правонарушениях;
- наложено 35 административных штрафов на общую сумму 219 тысяч рублей;
- направлено в суд 6 гражданских исков – все удовлетворены;
- возвращены в пользу истцов денежные средства на общую сумму – 230 тыс. рублей;
- компенсировано морального вреда истцам – 18 тысяч рублей.
ВРЕЗКА
По сравнению с 2010 годом, общее количество жалоб граждан в 2011 году возросло в 2,7 раза (с 27 обращений до 72).
КОММЕНАТРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Александр Жеребцов, заместитель руководителя Роспотребнадзора:
– Из обращений граждан большая часть - жалобы на ненадлежащее исполнение обязательств по договорам на туристические услуги.
Самые распространенные пункты договора, где могут нарушаться права потребителей:
- одностороннее изменение турагентом обязательств по договору (условия проживания, места нахождения, средства размещения);
- оплата штрафа в случае отказа потребителя от тура;
- сроки передачи документов, необходимых потребителю для совершения путешествия;
- ограничение ответственности турагента за неисполнение обязательств по договору;
- порядок расторжения договора и возврата денег потребителю, при возникновении угрозы безопасности жизни и здоровью туристов, причинение вреда имуществу в стране временного пребывания;
- порядок изменения и расторжения заключенного договора в случае досрочного расторжения договора по инициативе туриста;
- порядок оплаты за оказанные услуги.
Биктимир АБДРАШИТОВ