Синоптики раскрывают секреты прогнозов.
Техник-метеоролог Любовь Дрога каждые три часа фиксирует показания приборов.
23 марта во всём мире отмечается День метеоролога. Оказывается, синоптики не только празднуют, но и работают синхронно.
Народным приметам не доверяем
Каждые три часа, как по команде, синоптики всех стран выходят на улицу. Они подходят к приборам метеостанции, чтобы измерить показатели погоды. А получив сведения, они также одновременно отправляют их в объединённый центр данных. Кстати, их всего три в мире: в Москве, в Вашингтоне и в Мельбурне.
В этих центрах специалисты обрабатывают информацию и составляют синоптическую карту. После этого становится ясно, в какой точке земного шара выпадет снег, а куда вот-вот придут дожди.
– Кроме этого два раза в сутки (утром и вечером) метеорологи проводят аэрологические наблюдения, запуская в небо радиозонды, – объясняет начальник Башгидромета Юрий ФЕРАПОНТОВ. – Так мы добываем информацию о том, что творится в атмосфере: узнаём о направлении ветра, температуре, атмосферном давлении. На основе полученных данных синоптики составляют прогноз на ближайшее время. Самый точный прогноз, а он сбывается почти стопроцентно, можно получить максимум на несколько дней. Говорить, какая погода будет через месяц – всё равно, что давать ориентировочную сводку.
Народным приметам синоптики не доверяют – они полагаются только на показания приборов и метеонаблюдения. «Погода постоянно меняется. То, что было сто лет назад, вряд ли повторится
сейчас», – утверждают они.
Оборудование у метеорологов уникальное, причём есть очень интересные приспособления. Вы знаете, что такое гигрометр? Это устройство для измерения влажности воздуха, которое действует благодаря... волосу блондинки!
– Это действительно так! Много лет у нас работала женщина, которой мы запрещали стричься и делать химическую завивку. Когда гигрометр выходил из строя и нужно было устанавливать новый волос, мы всегда обращались к ней. Спешу успокоить: никто не вырывал у нее волосы клочками! Она сама приносила несколько волосинок, оставшихся на расческе, – улыбается Юрий Иванович. – Дело том, что женский волос, особенно светлый, очень чувствителен к влажности: когда она
повышается, волосок растягивается, а когда воздух сухой – укорачивается. В это время «бегает» стрелка прибора.
Японцы просчитались с прогнозами
«Мы – штучный товар!» – с гордостью говорят наши синоптики. И с этим можно согласиться – погоду в Башкирии предсказывают всего 11 метеорологов.
Эти люди должны предвидеть не только надвигающиеся снегопады и дожди, но и более опасные погодные явления. А сделать это удаётся не всегда – бывает, что подводит оснащение. К примеру, на всю республику установлен лишь один радиолокатор – прибор, который определяет, движется ли к нам гроза, град или швальный ветер. Но «увидеть» это он может на расстоянии максимум
200 километров – то есть когда буря уже подошла к Туймазам.
Предсказать резкое ухудшение погоды можно намного раньше, если установить на нашей территории несколько таких радиолокаторов. Для сравнения, в Московской области их в пять раз больше.
Но, как мы видим по событиям, происходящим в Японии, даже суперсовременное оборудование порой бессильно.
– Японцы предвидели, что землетрясение произойдет 9 марта. Оно и случилось, как было предсказано. По всей видимости, после этого они успокоились, думая, что опасность прошла. Но через два дня их тряхнуло основательно, – заключает Юрий Ферапонтов. – Ситуация с атомной
станцией у них очень сложная. Не исключено, что выбросы радиации будут продолжаться. Радиоактивное облако начнет уходить на Тихий океан, Гавайи и в сторону США. Успокаивает, что по мере удаления от эпицентра радиация ослабеет и, дойдя до Америки, не будет такой опасной. Но как бы то ни было, последствия останутся – ведь не мыльный пузырь лопнул.
Альфия ТАБЕРМАКОВА
Фото Андрея ЗИНОВА
23.03.2011 11:16
15.07.2018 | Просмотров: 3345 |  0
|