Новые статьи

Жители Башкирии могут решить споры с банками с помощью финансового омбудсмена

13.09.2011 | Разное  |  Источник: http://proufu.ru

В Уфе работает первый и единственный региональный офис общественного примирителя.

Жители Башкирии могут решить споры с банками с помощью финансового омбудсмена


В России около года назад начал работать институт общественного примирителя на финансовом рынке или, как его еще называют, финансового омбудсмена. Первым на этот пост был назначен Павел Медведев — депутат Госдумы, и как признаются многие участники рынка, обладающий авторитетом в финансовых кругах человек.

А первый и пока единственный региональный офис финансового омбудсмена открылся в Башкирии, в апреле этого года. Его руководителем стал Валерий Шарипов, авторитетный юрист с опытом работы в финансовой сфере.

Одной из причин, по которой именно Башкирия стала первым регионом, где появилось отделение офиса финансового омбудсмена, стала высокая банковская активность. С 2005 по 2010 год количество кредитных организаций на территории республики, выросло в два раза, а объем привлеченных депозитов населения увеличился почти втрое. Причем 99% банков пришли к нам из других регионов.

Самое большое количество обращений по кредитам

— Основой нашей работы, как показывает практика, является, в первую очередь, проведение финансового ликбеза граждан. В офис приходят люди с кипами бумаг и просят помочь разобраться, не обманывают ли их, - делится своим опытом Валерий Шарипов, - Сейчас задача повышения финансовой грамотности стоит очень остро. Ведь большинство проблем появляются просто из-за непросвещенности населения.

А первое обращение, которое прошло через офис Валерия Шарипова, было написано погорельцем. Женщина просила о реструктуризации задолженности. Она взяла потребительский кредит на покупку бытовой техники, но в доме произошел пожар, и она оказалась без средств к существованию, с больной матерью на руках. Благодаря оаботе омбудсмена банк пошел заявительнице на встречу.

В целом за первые месяцы работы в офис общественного примирителя на финансовом рынке поступило несколько десятков жалоб в письменном виде и по электронной почте, еще более 140 получено при личном приеме граждан и почти столько же по телефону. В основном, по словам Валерия Шарипова, граждане просят реструктуризировать их долги по кредитным договорам, жалуются на незаконные начисления процентов по кредитам, а также взимание комиссии по ведению ссудного счета.

— Самое большое количество обращений поступает по потребительским кредитам, автокредитованию и ипотеке. Обращения по поводу двух последних поступают, как правило, на поздних стадиях, — добавляет Валерий Шарипов. — В большинстве случаев, обратившиеся к нам люди готовы платить по своим кредитам, но им нужно дать возможность встать на ноги.

По правилам, к финансовому омбудсмену могут обращаться только физические лица, то есть граждане, а даже не их адвокаты. Нами рассматриваются дела до 300 тысяч рублей. Но перед тем как прийти в офис к омбудсмену, гражданину в первую очередь нужно обратиться с жалобой в свой банк.

Кредитная организация должна дать ответ, выражающий её позицию в данной ситуации, в течение 30 дней после отправления письма. Но если заявитель не получает ответ по истечении срока, то в дальнейшем банкам приходится разговаривать уже с омбудсменом.

80% дел не доходят до судебных разбирательств

- Непосредственно в Уфе дела не решаются. В региональном отделении ведется только прием граждан, анализ, подготовка писем-разъяснений по каждому делу, мы также совместно готовим необходимое заявление, и только после этого обращение направляется в секретариат федерального офиса омбудсмена в Москву, поясняет механизм работы омбудсмен Башкирии, - И уже оттуда Павел Медведев лично ведет переговоры с банками. Хотя, не всегда это требуется, так как в целом по России, около 80% конфликтов разрешаются уже на первом этапе, во время консультаций. В результате за все время существования регионального офиса в Москву на рассмотрение было отправлено только 12 жалоб клиентов банков.

Это достаточно хороший показатель, и поэтому опытом работы первого регионального офиса финансового омбудсмена в Башкортостане интересуются и в других регионах страны.

— Мне почти каждый день звонят коллеги и спрашивают, как организована работа нашего офиса. Правда, когда они узнают, что вся работа ведется на общественных началах, энтузиазм на другом конце провода сильно падает, — делится Валерий Шарипов.

Действительно институт финансового омбудсмена работает на общественных началах, то есть расходы на содержание и обеспечение его деятельности взяла на себя Ассоциация Российских Банков (АРБ).

— Ни банки, ни обращающиеся к нам люди не несут финансовых затрат при рассмотрении их вопросов, поэтому и влиять на наши решения они не могут, — говорит Валерий Шарипов.

В законодательстве еще много несовершенств, которые рождают конфликты между кредиторами и заемщиками.

В скором будущем в Уфе появится наблюдательный совет, в который войдут уважаемые горожане и представителей банковского сообщества.

- Он будет контролировать деятельность кредитных организаций и способствовать открытому обсуждению проблем, возникающих между банком и клиентами, - заключил Валерий Шарипов.

Офис финансового омбудсмена находится по адресу: город Уфа, улица Пушкина, 33/2, кабинет 408. Консультацию можно получить и по телефону (347) 274-13-73.

Ильмира АЛИМГУЗИНА


13.09.2011 08:56



Комментарии






Ваше имя*
Текст сообщения*
Cимволов осталось:   
Введите код:*

Объявления