Советы читателям Proufu.ru дает Валерий Шарипов.
За последние пять лет количество банков в Башкирии увеличилось вдвое, выросло и количество предложений по кредитам. Однако заемщикам от этого жить легче не стало.
По словам Валерия Шарипова, руководителя регионального офиса финансового омбудсмена, львиная доля обращений - от граждан, которые столкнулись с проблемами по кредиту: люди просят помочь реструктуризировать долг, и жалуются на незаконное начисление процентов по займам.
Чаще всего в сложившейся щекотливой ситуации виноваты сами заемщики, допустившие ошибки еще при оформлении кредита. О том, какие ловушки подстерегают граждан, желающих взять кредит, рассказывает Валерий Шарипов.
Консультанты не разбираются в тонкостях
Нехорошие кредитные истории, как правило, похожи друг на друга, и зачастую начинаются они сразу после общения с сотрудниками банка.
Павел Медведев, финансовый омбудсмен России, уже неоднократно поднимал вопрос работы операционистов кредитных организаций. Он обращался в банки с просьбой организовать их работу так, чтобы их сотрудники не вели себя как роботы.
- Ко мне нередко приходят граждане, которые подписали те или иные документы, так и не поняв, какие обязательства они при этом на себя взяли, — делится своим опытом Валерий Шарипов. — Все дело в том, что когда люди, особенно пожилые, обращаются к специалистам банка, они не получают от них квалифицированного и доступного ответа. К тому, же сейчас появляется так много новых банковских продуктов, что сотрудники кредитных организаций часто и сами не успевают разобраться в их тонкостях.
Без залога и поручителей
Очередная ловушка, в которую попадают заемщики — это организации, предлагающие кредиты без залога и поручителей. Такие сомнительные кредитные конторы возникли с принятием закона о микрофинансировании.
Наверно, только человек в самом отчаянном положении может связаться с ними. Ведь не понятно, на каких принципах они работают, и за какие проценты предоставляют ссуды.
- Согласно закону подобные организации обязательно должны находиться в реестре органа, уполномоченного его регистрировать, - комментирует ProUfu.ru Валерий Шарипов. - Мы считаем, что этим должен заняться Минфин России. Но на сегодняшний день, по России 90% подобных учреждений регистрацию не прошли. А значит, действуют совершенно бесконтрольно.
- Нет регулятора — нет рычагов давления на эти компании. Их периодически закрывают, но они через некоторое время появляются в другом месте. - добавляет Валерий Шарипов. В перспективе мы будем работать и по таким делам, а пока только даем гражданам необходимые консультации.
Банки в роли коллекторов
В законодательстве еще много несовершенств, которые рождают конфликты между кредиторами и заемщиками. К примеру, по словам Валерия Шарипова, достаточно большое количество жалоб поступает на деятельность коллекторских служб.
— В процессе разбирательств становится ясно, что зачастую коллекторами выступают сотрудники службы безопасности банков, - комментирует Валерий Шарипов. — Дело в том, что Федеральный Закон о коллекторских службах пока еще не принят и многие вопросы об их деятельности не прояснены, что создает трудности для нашей работы.
Валерий Шарипов отмечает, что коллекторы все-таки идут навстречу финансовому омбудсмену, а недавно одно из коллекторских служб было исключено из членов Ассоциации российских банков за непартнерское отношение.
КСТАТИ
Защита заемщиков станет надежнее
Финансовый омбудсмен ведет переговоры с банками, защищая интересы заемщиков, и 80% споров не доходят до суда.
Позитивная тенденция: суд становится гуманнее и частенько встает на сторону заемщиков, а кредитных организаций.
В настоящее время Высшим Арбитражным Судом России (ВАС) проходят обсуждения проекты двух документа (постановлений Президиума ВАС РФ) касающихся обзора судебной практики с участием кредитных организаций.
В первом документе рассматриваются споры, при решении которых применяются положения Гражданского кодекса о кредитном договоре. Так, согласно Письму, банки, вдруг усомнившись в финансово стабильном будущем заемщика, не могут менять условия договора в одностороннем порядке. К примеру, банк не имеет право увеличивать проценты по кредиту и вынудить своего должника погасить кредит досрочно.
ВАС стоит на позиции, что при изменении условий контракта, требования банка по кредиту должны быть разумными и учитывать жизненную ситуацию, в которую по той или иной причине попал заемщик.
В другом проекте обзора судебной практики рассматриваются споры по административным нарушениям, когда на защиту заемщиков встает Роспотребнадзор. Согласно этому документу, к примеру, банки не должны взимать плату за выдачу справок о состоянии задолженности заёмщика по кредиту.
Где найти регионалный офис финансового омбудсмена?
Офис финансового омбудсмена в Башкирии находится в Уфе по адресу: улица Пушкина, 33/2, кабинет 408. Консультацию можно получить и по телефону (347) 274-13-73.
С какими вопросами можно обратиться:
- конфликты между заемщиками и банками;
- страховые случаи;
- взаимоотношения с участниками рынка микрофинансирования и ломбардами.
Ильмира АЛИМГУЗИНА
Фото Яны МОСКАЛЬ
10.10.2011 09:15