Возможность эффективно применять информационные технологии в работе всех уровней органов власти - залог успешного развития каждого региона страны. Такое мнение в ...
Возможность эффективно применять информационные технологии в работе всех уровней органов власти залог успешного развития каждого региона страны. Такое мнение высказал сегодня на заседании Правительственной комиссии по вопросам регионального развития в Уфе министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев.
Региональные власти предоставляют сегодня основную часть всех социально значимых услуг - от выплаты пособий до выдачи разрешений на строительство, сказал он. В декабре прошлого года был утвержден перечень приоритетных услуг со стороны власти для населения. На федеральном уровне по переводу их оказания в электронный вид уже приняты определенные шаги. Это нашло отражение на едином федеральном портале, и мы готовы работать с регионами в одной связке, предоставляя им технологическую инфраструктуру и методические наработки в этой сфере.
Десять ведущих регионов страны, по словам Игоря Щеголева, уже сегодня предоставляют сведения об оказываемых ими услугах для отображения на едином федеральном портале. В настоящее время на нем размещена информация о 270 таких услугах. По самому факту размещения этой информации, а также по ее качеству можно оценивать успешность работы регионов по предоставлению услуг в электронном виде. Кроме того, как отметил глава Минкомсвязи, в перечень показателей, по которым оценивается эффективность работы регионов в области применения информационных технологий, будут внесены такие, как доступность и качество услуг, наличие необходимой технологической структуры для их оказания, а также финансовых ресурсов.
Чтобы сохранить единство подходов при переводе услуг в электронный вид на всех уровнях государственной власти, необходимо, во-первых, как считает Игорь Щеголев, создать структуру управления проектом электронных услуг. Для этого нужно определить оператора электронного правительства, как это уже сделано на федеральном уровне и в ряде регионов. Также необходимо обеспечить организационные и нормативно-правовые документы, составить перечень услуг, оказываемых в регионе, внести соответствующие изменения в региональные правовые акты, которые в настоящее время препятствуют переводу оказания услуг в электронный вид.
Кроме того, по мнению Игоря Щеголева, в регионах должна быть создана необходимая технологическая инфраструктура: портал и реестр госуслуг, региональный узел системы межведомственного электронного взаимодействия.
В этой области необходимо использовать наработки, которые имеются уже на федеральном уровне, сказал Игорь Щеголев. Учитывая разный стартовый уровень технологической подготовленности регионов, мы предлагаем использовать федеральный портал и реестр в тех регионах, где пока не созданы собственные ресурсы. Если же региональный портал уже существует, как, например, в Башкортостане, нужно обеспечить его интеграцию с федеральным порталом. Такой подход будет способствовать обеспечению единого информационного пространства в целях предоставления электронных услуг на всей территории страны. Иначе говоря, любой житель России должен иметь возможность получать любую информацию об электронных услугах не только своего, но и любого другого региона.
Во многих регионах страны элементы электронного правительства, по словам Игоря Щеголева, уже имеются. Создаются электронные приемные, предоставляется доступ к информации из ведомственных баз данных, развивается технологическая инфраструктура.
В Башкортостане мы увидели пример использования электронных карт для оказания медицинских и транспортных услуг регионального, муниципального и федерального уровней, сказал министр. Примечательно, что хотя этот проект развивается как частно-государственное партнерство на уровне субъекта РФ, тесное взаимодействие с федеральными структурами обеспечивает необходимую интеграцию систем.
По словам Игоря Щеголева, чем меньше инвестируют регионы в информационные технологии, тем медленнее они развиваются. И если посмотреть статистику инвестирования в информационные технологии в нашей стране, то его разброс составит в разных регионах от нескольких рублей до нескольких тысяч рублей на человека в год. В 2008 году среднее значение этого показателя составляло 124 рубля на одного жителя России в год.
Там же, где финансовые вложения в IT достаточны, они нередко оказываются малоэффективны из-за того, что работа ведется без учета опыта, имеющегося на федеральном уровне, считает Игорь Щеголев. Более того, бюджеты, выделяемые внутри регионов на информатизацию, разрознены, а это ведет к ослаблению контроля за процессом развития информационных технологий.
По словам Игоря Щеголева, Минкомсвязи подготовило набор методических рекомендаций для регионов по переходу на оказание услуг в электронном виде:
Это касается и изменения нормативно-правовой базы, и работы с программным обеспечением. По сути, это краткая памятка, что и когда нужно сделать, чтобы добиться максимального результата.
Экономический эффект от инвестиций в электронные услуги, по словам Игоря Щеголева, очевиден и подтверждается мировой практикой. Оптимизация административных процедур приводит к существенной экономии. Так, в одном из мегаполисов Индии внедрение информационных услуг привело к повышению собираемости налогов на 125 процентов. А в Канаде было проведено специальное исследование, результаты которого показали, что стоимость оказания социальных услуг в физическом виде составляет в среднем 44 канадских доллара на человека в год, в случае обработки их по почте - 38, при обслуживании по телефону - восемь, а при переходе на оказание услуг в электронном виде - всего один доллар.