Хоронят Николая Баумана... В грозном безмолвии движется за гробом нескончаемый поток москвичей — власти запретили речи, пение, похоронную музыку. Но они не смогли помешать рабочим проводить в последний путь человека, сплотившего их, объединившего силы пролетарской Москвы в канун декабрьского восстания 1905 года. Это скорбное шествие — предвестник надвигающейся революционной бури. И внезапно вырвавшийся из окон здания Художественного театра траурный марш свидетельствует не только о горе народа, но и о его силе, непобедимости революции.
Этой подлинно эпической сценой заканчивается созданная на «Мосфильме» новая картина «Николай Бауман». В сети интернет можно без труда найти и посмотреть в режиме онлайн этот исторический фильм «Почему Бауман? — писали авторы фильма Г. Капралов и С. Туманов в журнале «Искусство кино», представляя на суд читателей несколько отрывков из сценария.— Потому что подвиг перворазведчиков ленинской гвардии всегда будет для нас немеркнущей памятью, революционным заветом, примером «делать жизнь с кого». Потому что история Баумана — это частица жизни передовой русской интеллигенции, которая всегда была с народом, с партией, поставившей себя на службу великой, благородной цели».
Биография Н. Баумана предоставляла кинематографистам огромные возможности для создания ленты детективного характера. Годы подполья, слежка, аресты, тюрьмы, ссылки, побеги... «Срочно. Совершенно . секретно... Разыскивается Николай Бауман...». Но все это интересовало авторов фильма лишь как средство раскрытия образа революционера ленинца. Они отказались от показа многих, может быть, самых эффектных моментов его биографии, чтобы подробнее, полнее рассказать о последнем периоде жизни Баумана—с декабря 1903 года, когда он по заданию В. И. Ленина прибыл из Цюриха в Москву, чтобы возродить разваленную меньшевиками и разгромленную полицией партийную организацию, создать подпольную типографию, до трагической гибели его от руки черносотенца. Именно в это время наиболее полно раскрылся у Баумана талант организатора масс.
Молодой актер Ташкентского русского драматического театра имени М. Горького И. Ледогоров (роль Баумана — его первая крупная работа в кино) сумел воссоздать на экране светлый, обаятельный образ замечательного борца революции, показать его врожденную интеллигентность, высокую культуру, незаурядный ум, естественный оптимизм. Бауман И. Ледогорова молод, полон сил и энергии, увлечен своей сложной и опасной работой, убежден в ее необходимости, уверен в победе революции. Он счастлив. И это наиболее полно раскрывается в фильме в сценах встреч Баумана и миллионера Саввы Морозова.
Образ Морозова — несомненно, самая значительная актерская работа фильма. Е. Копелян (зрители знают этого ленинградского артиста по многим кинокартинам, часто видят на экранах телевизора) воссоздал трагическую фигуру человека, «выломившегося» из своего класса. Одинокий, опустошенный, ненавидящий царский строй, он в то же время не верит в силы пролетариата, он помогает революции, но и боится ее. Но что сулит самому Морозову будущее, за которое борются Ленин и Бауман? Сумеет ли он окончательно порвать нити, еще связывающие его с прошлым? И самоубийство—естественный конец этого умного и талантливого человека, не нашедшего своего места в жизни.
Эти сцены оказались центральными в фильме. В них раскрывается его основная мысль — о роли интеллигенции в революции, о ее связи с народом. В них раскрывается и непримиримость двух жизненных позиций — Баумана и Морозова. Картина «Николай Бауман» поставлена режиссером С. Тумановым, который хорошо известен зрителям по его предыдущим работам: «Алешкина любовь» (вместе с Г. Щукиным), «Павлуха», «Ко мне, Мухтар!», «Заблудший».
Для создания сценария Г. Капралов и С. Туманов использовали труды В. И. Ленина и Г. В. Плеханова, документы партийных архивов, письма Баумана, мемуары его товарищей — старых большевиков, книги А. М. Горького и А. Н. Сереброва (Тихонова), воспоминания замечательного актера МХАТ В. И. Качалова и др.